Ткачество отражает хозяйственно-трудовую деятельность народа, его социальное положение, принадлежность к определенной этнической группе и в известной мере является показателей уровня культуры народа на определенной историческом этапе его развития.
Для этнографов белорусское народное ткачество представляет большой интерес, так как оно тесно связано с историей народа и может служить ценным материалом при исследовании этнических процессов прошлого, этнокультурных взаимосвязей белорусов с другими народами.
Изучение белорусского ткачества приобретает особую актуальность на современном этапе, поскольку оно является богатым источником для использования и развития лучших традиции в промышленном производстве тканей, а также в художественных промыслах.
В белорусской этнографии достаточно полно исследованы такие разделы материальной культуры, как жилище, одежда, сельскохозяйственная техника, рыболовный и другие промыслы. Народное ткачество до настоящего времени не являлось предметом специального исследования. Отдельные сведения о нем разбросаны в различного рода публикациях, где ткачество рассматривается попутно с другими элементами материальной культуры.
Сведения о раннем периоде бытования ткачества (эпоха зарубинецкой культуры, а также XI-XIII вв.) содержатся в работах археологов[1].
Материалы по ткачеству белорусов XVI-XVII вв. встречаются в документах этого периода. В опубликованных материалах Виленской археографической комиссии имеются сообщения о тканях и тканых изделиях домашнего производства. Так, в жалобе Аполонии Коптяевой на Каспара Валентиновича Дембинского о разграблении имущества упоминаются "колдра, паневы на перины и подушки", говорится, что "в трех скрынях липовых находились абрусы простой работы, ручники, сарвэты, ткацкое полотно и кужельное домовой работы, и простого локоть пять"[2].
О распространении и уровне развития ткачества в Белоруссии в XVII- XVIII вв. имеются сведения в архивных источниках[3]. В рукописной работе А. К. Сержпутовского "Белорусы-полешуки" находим описания некоторых приемов обработки льна и ткачества, относящиеся к началу XX в.[4]
Систематическое собирание и публикация материалов по быту белорусов начинаются с организации Русского географического общества и распространения программ общества [5]. Однако народное ткачество в этих программах не нашло должного освещения.
Оживление культурной жизни в Белоруссии в связи с отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений пробудило интерес к изучению быта и культуры народа. Появляется ряд работ по материальной культуре белорусов. Наиболее значительный материал по ткачеству Витебщины содержится в работе Н. Я. Никифоровского[6]. Ценность данного исследования состоит в том, что к анализу материальной культуры населения Витебщины автор подходит дифференцированно, с учетом изменений, происходивших в Белоруссии во второй половине XIX в., подчеркивая, что богатые чаще используют покупные ткани, а бедняки - домотканину. Автор описывает также процесс подготовки пряжи к тканью, называет орудия прядения и ткачества, но не дает их типологии. При описании тканей указывает их бытовое назначение, но не анализирует технику изготовления.
Ценный фактической материал содержится в статье В. Добровольского "Кросно"[7]. Наряду с описанием ткацкого стана автор рассматривает и вопросы техники изготовления тканей у населения Смоленщины. Некоторые данные по народному ткачеству белорусов встречаются в трудах Е. Р. Романова, А. С. Дембовецкого, П. Бобровского, А. Сементовского, А. И. Сербова, П. В. Шейна и др.[8]
Традиционное белорусское народное ткачество являлось предметом исследования и польских этнографов. Наибольший интерес представляют работы "Речицкое Полесье" Ч. Петкевича[9] "Восточное Полесье" и "Народная культура славян" К. Мошинского[10], в которых содержится конкретный материал по народному ткачеству белорусов.
Важным источником для исследования народного ткачества являются музейные материалы. В коллекциях по материальной культуре, собранных А. К. Сержпутовским и Е. Р. Романовым и хранящихся теперь в Государственном музее этнографии народов СССР в г. Ленинграде, имеется богатый материал и по народному ткачеству белорусов. Некоторые предметы ткачества находятся в фондах Государственного исторического музея в г. Москве. Многими ценными материалами располагают музеи Белоруссии, фонды которых постоянно пополняются.
Немало внимания изучению народного ткачества уделяется в советское время. В разные годы были опубликованы статьи: "Народнае ткацтва Бабруйскай акругі" Р. П. Рака, "Шляхі развіцця саматужнага ткацтва ў БССР" Е. С. Рутковского, статьи Н. И. Камсюк, альбом З. И. Астрейко и др.[11]
В послевоенные годы опубликован ряд трудов по этнографии восточных славян, в которых значительное место отводится вопросам материальной культуры белорусов. К ним в первую очередь следует отнести исследование Н. И. Лебедевой "Прядение и ткачество восточных славян"[12], в котором для сравнительного анализа широко используются материалы по ткачеству белорусов. Для исследователей народного ткачества эта работа представляет несомненную ценность, поскольку в ней впервые дается типология орудий обработки сырья и ткачества, анализируется техника изготовления тканей.
Состояние изучения белорусского народного ткачества показывает, что обращение к этой теме не случайно. Богатый и ценный материал по народному ткачеству белорусов не должен исчезнуть бесследно. Проблема собирания и изучения традиционной материальной культуры белорусов всегда волновала этнографов. Еще в начале XX в. Е. Р. Романов призывал: "Надо спешить с описанием быта, исчезающего уклада, иначе нивелирующая рука времени быстро изгладит все особенности жизни, а сменяющее нас поколение этнографов уже не найдет в ней национальных черт"[13].
В основу настоящей работы положены экспедиционные материалы, собранные автором в 70-х годах. Сбор материалов проводился по специально разработанной программе, включающей вопросы по обработке сырья, прядению, орудиям ткачества, технике изготовления тканей, их орнаментации и т. д. Кроме того, в экспедициях собирался иллюстративный материал: делались многочисленные зарисовки и фотоснимки различных орудий, тканей и др.
Все это дало возможность представить довольно полную картину белорусского народного ткачества.
Изучив и систематизировав все имеющиеся материалы, автор работы ставит целью дать развернутую характеристику белорусского народного ткачества, проследить, как оно развивалось на протяжении двух социально-экономических формаций - капиталистической и социалистической; показать распространение различных элементов народного ткачества на территория Белоруссии и за ее пределами; выявить общие черты в белорусском народном ткачестве с восточнославянскими и соседними, неславянскими, народами, что важно для решения проблем этногенетического плана; раскрыть характер творческого использования элементов традиционного ткачества на современном этапе.
- [1] Поболь Л. Д. Славянские древности Белоруссии - Мн., 1971; Воронин Н. Н. Древнее Гродно,- В кн.: Материалы и исследования по археологии древнерусских городов, т. 3. М., 1954.
- [2] Акты, издаваемые Виленской археографической комиссией, т. 3,- Вильно. 1870. с. 286 (в дальнейшем АВАК).
- [3] Центральный исторический музей БССР, ф. 694, он. 2, д. 2001, л. 21; д. 3137, лл. 33-35; д. 4975, л. 84; Государственный архив Минской области, ф. 333, оп. 1, д. 30 и др.
- [4] Архив Государственного музея этнографии народов СССР, ф. 1, он. 2, д. 574.
- [5] Бандарчык В. К. Гісторыя беларускай этнаграфіі XIX ст. - Мн., 1964; его же. Северо-западный отдел Русского географического общества и его деятельность по изучению быта и культуры белорусов: (1867-1914).- В кн.: Очерки истории Русской агиографии, фольклористики и антропологии. Л., 1977, с. 17.
- [6] Никифоровский Н. Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности, - Витебск, 1895.
- [7] Этнографическое обозрение, 1902, № 1.
- [8] Романов Е. Р. Белорусский сборник, вып. 8, 1912; Дембовецкий А. С. Опыт описания Могилевской губернии, т. 2, 1884; Бобровский П. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба.- СПб, 1863; Сементовский А. Этнографический обзор Витебской губернии,- СПб. 1872; Сербов А. И. Белорусы-сакуны.- Пг., 1915; Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западаого края, т. 3.- СПб, 1902.
- [9] Pietkiewicz Cz. Polesie Rzeczyckie. - Kraków, 1928.
- [10] Moszyński К. Kultura Ludowa Slowlan. t. II -Warszawa, 1967; его же. Polesie wschodnie. - Warszawa, 1928.
- [11] Запіскі аддзелу прыроды і народнай гаспадаркі, т. 2.- Мн., 1929; Камсюк Н. И Современное ткачество Слутчины.-Декоративное искусство СССР, 1957, № 1; ее же. На роднае ткацтва Случчыны. - Беларусь, 1957, № 12; ее же. Тэхніка сучаснага хатняга ткацтва Случчыны.- Беларускі этнаграфічны зборнік. Мн., 1958; ее же. Народнае мастацкае ткацтва Случчыны.- Мн., 1959; Астрэйка З. І. Белаpycкi тканы i вышыты арнамент бранай i закладной тэхнікі. - Мн., 1929.
- [12] Лебедева Н. И. Прядение и ткачество восточных славян в XIX - начале XX в.- В кн.: Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.
- [13] Романов Е. Р. Внешний быт Быховского белоруса,- Записка Северо-Западного отдела Русского географического общества, кн. 2,-Вильно, 1911, е. 78.
- http://www.jivebelarus.net/bookstore/Belarusian-folk-weaving.html

Комментариев нет:
Отправить комментарий