Магия
ткачества
Сегодня многие традиционные ремесла
получили вторую жизнь. Это можно сказать и о ткачестве. С чердаков и камор
домов наших дедов и прадедов возвращены и восстановлены старинные станки, во
многих регионах созданы обучающие центры, студии и кружки при Домах
ремесел, методических центрах, а изделия ручного ткачества все чаще стали
появляться на фестивалях, праздниках, выставках, а также в магазинах в качестве
сувениров. А поскольку мировая мода на предметы и одежду, сделанную руками,
возвращается, они востребованы сегодня не только гостями страны, но и
самими белорусами.
Одним
из центров, где активно развивается ручное ткачество, сегодня можно назвать и
Могилевскую область. Если еще лет десять назад мастеров, которые занимались
этим ремеслом в регионе, можно было пересчитать в буквальном смысле по пальцам,
то сейчас уже не хватит и двух рук. Толчком к развитию ткачества стало то, что
при Могилевском областном методическом центре народного творчества и
культурно-просветительной работы появился свой обучающий центр по ткачеству, а
возглавила его неравнодушный и талантливый человек, мастер на все руки, член
Белорусского союза мастеров народного творчества Елена Савченко.
Когда
я впервые увидел этот процесс, узнал о способах использования разного рода
ручных приспособлений, о множестве технологий и возможностях, казалось бы,
простого на вид ткацкого станка, то убедился, что ткачество — это очень тяжелый
труд, требующий затраты большого количества сил и времени.
Сама
же Елена Савченко к ткачеству шла долгие годы. А началось все с любви к
рукоделию, которое привили ей бабушки, они были искусные мастерицы.
—
Все детство, насколько я себя помню, всегда возилась с какими-то тряпочками, —
рассказала Елена Владимировна. — Для нас, девочек, было важным для
самоутверждения посоревноваться в украшении кукол — чья лучше, тот и лидер. Вот
тогда и были заложены навыки шитья, вязания и вышивания. Конечно, мои бабушки в
этом сильно помогли. Ведь в те годы не было такого изобилия в магазинах, и тот,
кто умел шить и вязать, даже мог подзарабатывать этим ремеслом. Моя первая
серьезная работа была сделана, когда я училась в школе. Тогда были в моде
большие широкие длинные шарфы и береты. Вот я себе и связала шарф и берет — ни
у кого таких шикарных вещей не было, и, конечно, все девочки в классе мне
завидовали.
Когда
Елена Савченко, выйдя замуж за белоруса, переехала в 1989 году из родной Казани
в Могилев, нужно было куда-то устраиваться: ребенок маленький на руках, да и
время было непростое.
—
Случайно узнала, что в городе есть фабрика художественных изделий и что там я
смогу реализовать свои творческие возможности: умение вышивать, шить и вязать,
— рассказала мастерица. — Когда пришла на фабрику, то первое, что попросили
сделать, — это показать свои работы. И меня сразу взяли в цех вышивки. Мы
вышивали блузки, различные элементы одежды. Потом занималась сувенирами из
льна, сделала не одну сотню различных кукол, оберегов, панно и других изделий,
которые, надеюсь, до сих пор радуют своим изяществом и красотой людей в разных
странах мира.
Но
однажды Елене Савченко предложили поучаствовать в областном семинаре по
ткачеству. Мастера из Щучина и Гродно показали основы этого ремесла, и Елене
понравилось! А вскоре появилась возможность заниматься этим ремеслом и
развивать его в регионе. В Могилевский областной методический центр народного
творчества и культурно-просветительной работы передали два разобранных станка.
Их собрали, заменили кое-какие детали и запустили в работу. Так Елена и стала
первой ткачихой в Могилеве!
По
мнению Елены Савченко, каждая ручная работа уникальна — ее нельзя повторить
точь-в-точь. А еще она заключает в орнаменте символику, которая формировалась
нашими предками-славянами на протяжении многих столетий. Поэтому они верили, что,
например, каждый вытканный рушник, пояс, скатерть имели свою магическую силу.
Вышитый на них орнамент сельские жители называли «ворожбитными узорами». Это не
просто символы. Это своеобразный генный код белорусов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий